Для истории и к вопросу, не украсить ли нам дом чем-нибудь эдаким.
Герб профессора архитектуры и действительного статского советника Николая Бенуа внесен в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи (ОГ, XVI, 104). Символика эмблем совершенно прозрачна: колонна свидетельствует о профессиональных занятиях гербовладельца, а золотые лилии в сочетании с лазурью гербового поля явно намекают на его французские корни...
Два рельефа с гербом были укреплены над аркой, ведущей во двор этого доходного дома, при завершении его строительства в 1898 году. Владелец здания, Леонтий Николаевич Бенуа, сам спроектировал и здание, и его декор. В 1914-ом он надстроил свою коммерческую собственность еще одним (весьма скучным) этажом, но первые четыре остались нетронутыми.
Отцом-основателем разветвленного культурного клана Бенуа и предком сразу двух одноименных дворянских родов был простолюдин, по происхождению - французский крестьянин Луи (на русский манер - Леонтий) Жюль Бенуа, сперва ставший у себя на родине поваром-кондитером герцога Монморанси, а по переселении в Россию дослужившийся до метрдотеля вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери императоров Александра и Николая Павловичей.
Из одиннадцати детей Леонтия двое пошли по архитекторской стезе, причем трудолюбивый и талантливый Николай преуспел гораздо больше своего брата Юлия.
Замеченный императором Николаем еще в 1845-ом, Николай Леонтьевич приближается ко двору, в 1846-ом становится архитектором Высочайшего двора, через год становится академиком Императорской Академии художеств, а в 1854-ом получает от Николая Павловича орден Св. Владимира за строительство великолепных готических придворных конюшен в Петергофе. Согласно статуту ордена Св. Владимира (третьего в иерархии имперских орденов), эта четвертая (низшая) степень его автоматически сообщала кавалеру ордена права потомственного дворянства. Непосредственное же пожалование Николаю Леонтьевичу диплома на дворянство вместе с гербом последовало гораздо позже.
Герб профессора архитектуры и действительного статского советника Николая Бенуа внесен в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи (ОГ, XVI, 104). Символика эмблем совершенно прозрачна: колонна свидетельствует о профессиональных занятиях гербовладельца, а золотые лилии в сочетании с лазурью гербового поля явно намекают на его французские корни. Пожалуй, единственное в щите, что заслуживает отдельного комментария – это его верх (геральдическая глава).
В середине XIX века барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне - главный проводник и соавтор предпринятой Александром Освободителем реформы русской геральдики - предложил рассматривать горностаевый мех, которым подбита и императорская мантия, как исключительно почетную геральдическую фактуру и покрывать ею плоскости т. наз. «почетных» гербовых фигур (а к ним относится и геральдическая глава) в гербах тех, чья служба напрямую связана с императорским двором. Ровно этой логикой и объясняется появление геральдического горностая в гербе придворного архитектора Николая Бенуа: горностай здесь свидетельствует не о собственном благородном происхождении Николая Леонтьевича (как мы помним, дед его был крестьянином), а о позициях, которые он занимал на придворной службе.
Горностаевая глава – не единственный почетный элемент в гербе Бенуа. Схожую функцию геральдической награды несут и черные орлиные крылья в нашлемнике: своим видом - размахом и расцветкой - они отсылают к государственному орлу Всероссийской Империи. Такие крылья (одно или более) еще в XVIII веке были приняты на вооружение русскими геральдистами и - наряду с короной, скипетром, державой, шестилучевыми звездами и т.д. – помещались в дворянские гербы в знак монаршей милости к пожалованному дворянством и гербом.
Лилия между орлиными крыльями в полном гербе повторяет ту, что присутствует и в гербовом щите Бенуа. Помещать в нашлемник гербовые эмблемы из щита (в неизменном ли виде, или с изменениями и дополнениями) – древняя практика, распространившаяся еще на заре средневековой геральдики.
Украшая свой доходный дом, Леонтий Бенуа поместил герб в сокращенной версии, без шлема, намета и нашлемника, зато широко воспользовался эмблемой лилии. Она не только на керамической плитке, которой выложен фон для картушей с гербовыми щитами, но и над окнами второго этажа. Характерный пример того, что лепнина петербургских фасадов далеко не всегда чисто декоративна. Лилии на фасаде дома Бенуа – украшения «со значением и смыслом». Геральдическим.
Наконец, поясню, почему в самом начале упомянуто о двух одноименных родах русских дворян Бенуа. Брат Николая Леонтьевича и тоже архитектор Юлий звезд с неба не хватал, зато сын его Юлий - двоюродный брат нашего домовладельца Леонтия - добился весьма многого и возвел в Петербурге несколько достойнейших зданий (особо известны его дача и Лесная молочная ферма близ Тихорецкого проспекта, который до 1952-го и вовсе звался Проспектом Бенуа). Академик архитектуры Юлий Юльевич догнал знаменитого дядю и первого дворянина Бенуа по очень многим статьям. Он выслужился до того же чина действительного статского советника, много работал для Высочайшего двора (среди прочего, перестраивал Аничков дворец) и был за свои собственные заслуги возведен во дворянство. Пожалованный ему герб тоже внесен в Общий гербовник (ОГ, XIX, 40). Герб этот эмблематически родствен гербу старшей ветви Бенуа, только капитель в нем готическая, а колонна - не возникающая из-за нижней кромки геральдического щита, а т.наз. отвлеченная (т.е. как бы обрезана понизу); лилия же - одна и располагается прямо над капителью.
Ссылки:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бенуа
http://www.liveinternet.ru/community/31 … 105445033/
Отредактировано Сапсан (2012-10-09 17:21:45)